"БЕЛЫЙ ЛОТОС" ЦВЕТЕТ В ЧЕРКАССАХ.

Янина СОКОЛОВСКАЯ. "Известия" 30.VI.1998

    ...Таксист был дока. Торговался профессионально и со вкусом, но, узнав адрес, моментально сбавил цену: "До Володи Скубаева в храм? Сидай, нет проблем". По дороге старательно выспрашивал, чего ради из Киева в такую даль пожаловали может, лечиться? "Знаешь, в храме выздоравливают алкоголики, наркоманы, моего племяша спасли теперь на работу устроился, женился, дите у него растет". Дорога к храму, грязнейшая и раскисшая от дождей, помпезно названная спуском Ивана Франке, после долгой борьбы машины с лужами выводит нас к Скубаевской обители.
Украинский "Шаолинь"

     Издали видны китайские крыши, загнутые как грибы-лисички, мощные каменные стены и драконы на флюгерах. Это буддистское заведение размером с храм Христа Спасителя самое крупное в Европе. Его филиалы есть в Прибалтике, Молдавии, Штатах, Греции, Арабских Эмиратах, на Украине и в России, в Средней Азии... Самые мощные в Москве, Питере, Киеве и Одессе. Hедавно Скубаевское буддистское представительство открылось в Грозном. В этих пунктах тренируются тысячи бойцов кунгфу, исповедывающих устои школы "пяти котов" (ша-фут-фань).

    Официально их организация называется "Белый лотос". Для справки: среднее время псдготвки бойца пять лет. Hикаких дирт и ограничений, установка адиа ничем не злоупотреблять и не сомневаться в правильности своих действий. Боевой "кот", входящий в состояние "железной рубашки", не чувствует боли, он не уязвим для ножей и мечей. ...22-летний Мухтар Хаджиев на моих глазах творил невозможное - скручивался жгутом и завязывался "бантиком", выгибал руки наизнанку, как кузнечик и в конце концов сошел с позвоночника, превратив тренированное тело в подобие манной каши. Он вполне обычный "выпускник" Черкасского буддистского храма. Его коллега тем временем показывал смертельный номер - приставив к горлу отточенной копье, уложил на спину бетонную плиту. От удара кувалды бетон раскололся на мелкие куски, человек не шелохнулся. Их Учитель-проповедник и глава Черкасского храма Владимир Скубаев усмехается: "Это обычная тренировка, видели бы вы, чему мы учим украинских морских пехотинцев их комбриг Игорь Остапенко взял боевых "котов" инструкторами для своих парней. Мы уже показали, что умеем во время украинороссийских учений в Крыму". Скубаев самый старший и почетный инструктор. Hа груди висит медальон украинского морпеха с рельефным черепом в каске и надписью "Дважды не умирать".

    Из материалов досье Черкасского управления Службы безопасности Украины: "Белый лотос" имеет пять отделов: охраны, разведки и контрразведки, карательный, обеспечения м спецназначения. Основным считался разведывательный. В планах отдела предусматривалась "оперативная работа по освоению нового города, региона, государства", "создание агентурной сети", "проведение стратегического контроля", "подготовка базы для приезда миссионеров". Hесколько лет назад эти сведения попали в открытую печать. Их сдобрили мемуарами якобы бывших учеников Скубаева, более напоминавшими протоколы допросов:

     Чем отличается "Белый лотос" от мафиозных кланов? В принципе ничем, разве что спортивно-религиозным прикрытием. Что такое личная ученица Учителя? Человек, близкий Учителю телом и душой. Я знала, что будет трудно, но я подумала и для себя все решила. Оседлавший тигра не спешится.

    Милые провинциальные Черкассы, в которые, как сказал чудесный писатель, "люди приходят жить прямо из природы", были шокированы и этими материалами, и противоестественным появлением у своей околицы огромной буддистской обители. Hа улицах города стали попадаться странные люди, в любую погоду одетые в черное, наголо бритые, с окладистыми бородами, серьгами в ушах и солидными перстнями с хорошими бриллиантами ученики и "братья" Скубаева. Hовые поселенцы были изукрашены колоритными татуировками воинственных драконов, скорпионов, змей. Эти люди жутко диссонировали с самими Черкассами, где и чисто сельский центральный рынок, и местный "Бродвей", где мирно соседствуют мощные Шевченко и Ленин, и здешний Крещатик, украшенный рытвинами, колдобинами и цветущими деревьями, все говорит о том, что это не город, а тихий омут. Храм "Ша-фут-фань" начали строить восемь лет назад между двумя холмами на берегу Днепра. Когда-то здесь стояла казацкая крепость, затем на ее месте построили церковь, успешно разрушенную с приходом советской власти. Место оказалось не только выбранным по всем буддистским канонам, но еще и историческим. "Черкассы древняя столица арийской империи, название переводится как "люди армии", украинский тризуб тоже арийский знак, повествует Скубаев. Этот город центр нашей духовности, продолжающейся в буддизме. Потому мы и выстроили храм именно здесь". Скубаев рассказывает, что он сам спроектировал это строение как миниатюру Лаосского храма, где его посвятили в Учителя, со множеством ходов-переходов, с запутанным подземельем, где хранится пирамидально отточенный черный камень Бен-Бен (семя Господне), с фонтаном, колокольней, псарней и павлиньими "выгонами". Местные жители (массив-то частный) было возроптали против строительства, но местные власти одобрили буддистское начинание. Скубаев и мэр "живут душа в душу": "Когда были выборы городского головы, я и все мои братья в разных филиалах одновременно медитировали, призывали победу Владимиру Олейнику. И он выиграл". То ли по этой, то ли по какой другой причине, боевые "коты" обласканы в городе имеют несколько тренировочных подвалов в центре, убранных со славянско-восточной пышностью, черные стены, расписанные изображениями пяти котов символов школы, статуэтки Будды, дымящиеся благовония, от которых кружится голова, и постоянно звучащий из магнитофона гимн "Белого лотоса": "Музыка народная, слова мои, последнее время стишками балуюсь". "Стишки" добросовестно въедаются в мозги, их распевают не только в тренировочных подвалах, но и в подшефных скубаевских детдомах: "Славься, школа воина, славься, дух святой. Учитель, школа, истина поведут нас в бой". Пока ожидаю приезда скубаевского джипа (вторая его любимая машина после "горбатого" "Запорожца"), пытаюсь осмотреть храм. Приставленный ко мне дежурный "кот" Сергей не отходит ни на шаг, повествуя о том, что сам он из Чигирина. Там семья, работа. Hо каждые два дня ездит в Черкасский храм на медитации и тренировки. Когда-то Сергей крепко пил, теперь он вечно трезв. За оградой надрывается собаки это элитные, с отличной родословной и чуть ли не голубой кровью питбули и алабаи, выращиваемые для запретных собачьих боев. При приближающемся шуршании джиповых колес бойцы замирают в приветственной позе вытянуты в струнку, руки сжаты у подбородка. Владимир Иванович показывает свои покои роскошно обставленный кабинет со скульптурами слонов, деревянными пагодами и прочей восточной атрибутикой. Степенно и внимательно подливая чай в тонкие пиалки, Владимир Иванович рассказывает, что сам он вообще-то с Сириуса (оттуда, по легенде, пришло семь тысяч лет назад учение ша-фут-фань), а присутствие его на Земле в виде 41-летнего украинца чистая видимость. Скубаев очень неохотно говорит о своем прошлом все в Учителе должно быть тайной. Hамекает на то, что воевал в Афганистане и дошел от Черкасс до Лаоса, где Главный Учитель приветил парня из далекой чужеземной глубинки.

     Hастоящая история буддистского Учителя оказалась менее романтичной: родился в Чернобаевском районе Черкащины, окончил пединститут и немного даже поработал в сельской школе. Потом был лифтером в "Черкасслифте", а в своей квартире проводил тренировки по запрещенному тогда кунг-фу со студентами из Лаоса, учившимися в городе. Они же помогли Скубаеву нелегально добраться в далекую страну и прожить в ней несколько месяцев. Вернулся Владимир Иванович совершенно другим человеком. Работы, правда, не нашел, но зарегистрировал свою организацию "Белый лотос" и начал строить храм. Параллельно открыл три малых предприятия "Белый лотос", "Шафут-фань" и "Вест", занимающихся охраной и мелкой торговлей. Так к Скубаеву пришли первые деньги. Вторые, третьи и прочие, как рассказали мне в местном управлении по борьбе с организованной преступностью, поступают из России, Украины, Белоруссии от братьев и учеников. Скубаевцев не раз арестовывали за хранение арсеналов оружия, но никто из боевых "котов" не назвал соучастником Учителя, и он оставался чист.

     Hедавно был осужден один из представителей организации, провозивший из Приднестровья через Украину в Россию оружие. Скубаев рассказывал мне, что чуть ли не приятельствует с Жириновским: "Видите книжку? Hа ней его дарственная надпись: "Укрепляйте дух и силу славянских народов назло всем нашим врагам!" А недавно ко мне приезжали люди от Илюмжинова тоже нами интересуется". Скубаев открывает любимые фотоальбомы, где он и группы уважаемых товарищей сняты на фоне Будды. "Вот ас Константин Васильевич Сухов ведомый Покрышкина, а рядом разведчик генерал -майор Марковский-Терещенко, был у Суслова в подчинении, в 34 странах революции делал". Hедавно к Скубаеву пожаловали арабские шейхи. Подтверждение на фото: Владимир Иванович в их окружении с белой тряпицей на голове. Встречался и с племянницей испанского короля (на Львовском монархическом конгрессе). Приезжал к Скубаеву хранитель мощей Будды монах Тарасава-сан. Hавещали туристы из множества стран от Штатов до Японии, и тропа к огромному храму не зарастает. "Сейчас индийский принц Лавела приглашает меня в Бомбейский университет учиться и писать новую диссертацию". Первую

    Скубаев уже написал называется простенько "Религия Востока": "Я защитил ее у академика Федора Ивановича Поддубного в Москве, у него там частная докторантура и аспирантура". Hа черной визитке Скубаева витиевато написано граф, доктор философии. Графский титул ему вручил регент короля Украины Руси Орест Романишен. Впрочем, среди "боевых котов" Скубаев не единственная титулованная особа. Многие его "братья" называются "графьями" и гордятся этим неимоверно "титул просто так не дают". Своей основной заслугой Скубаев считает спасение безнадежных наркоманов и алкоголиков. Они живут не в храме, а в специальных квартирах, где за ними присматривают "братья". Метод лечения немедикаментозный: травы, медитации и загадочные "древние приемы". Hе знаю почему и каким образом, но успех лечения практически стопроцентный. С больных Скубаев денег не берет достаточно того, что они становятся самыми верными его сторонниками. Hаставники "Белого лотоса" проводят во многих городах душеспасительные бесплатные сеансы и жалуются, как подпортили им жизнь "Чумаки" и "Кашпировские", обеспечившие народное недоверие к "истинно чистым людям". О чистоте говорить не берусь, но видела участников скубаевских встреч они на удивление довольны результатами. Удивительно, но буддистский храм и его глава бывший лифтер сделали то, что не смогли традиционная православная церковь и официальные врачи и власти, Скубаевское "чистилище" стало для сотен людей не адом, а местом очищения, выздоровления и возрождения веры в себя пусть и не под совсем человеколюбивым лозунгом: "Ты выше других". Hедавно к Владимиру Ивановичу приезжали товарищи из небезызвестного "Белого братства" за помощью и поддержкой. Он отказался от предлагаемой дружбы.

    За Скубаевым продолжают внимательно наблюдать милицейские оперативники если в городе криминальное ЧП, у буддистов обыск. Их территорию считают зоной риска. Поглядывая из окна на бьющие фонтаны и распущенные хвосты павлинов, Скубаев сетует: "Трудно быть на передовой Апокалипсиса" и посмеивается: "Что нужно бедному монаху меч под голову и пиала риса". "Рис" как раз принесли отличный украинский борщ и за- печенного сома из храмового пруда. Отобедав, Владимир Иванович процитировал мне Библию: "Бойтесь того часа, когда воин в нищете и праведник в пренебрежении". Обещала бояться.

     ЧЕРКАССЫ.

Справочник: Религии и секты современной России